Чтобы закрыть панель, достаточно жмякнуть по кнопке ещё раз ;)

Знаковые символы уходящей эпохи -2

23 Августа 2017 17:25 Автор:  Сергей Демидов
Знаковые символы уходящей эпохи -2 Полеты во сне и наяву. Размышление представителя поколения Х о том, о чем, возможно, никогда не узнают поколения Y и Z. 80-е годы.
Размышление о 70-х годах можно прочитать здесь. Из 70-х страна вышла с войной в Афганистане, войска под видом братской помощи были введены в 1979 г. Никто тогда и думать тогда не мог, что молниеносная операция по захвату дворца главы Афганистана Амина затянется на целых 10 лет. Число погибших в афганской войне неизвестно до сих пор. Официальная статистика называет цифру 14 тыс. человек. И сколько же за этой сухой цифрой стоит исковерканных судеб. Не только родственников погибших, а и многих тех, кто принимал участие в этой войне.

Музыкальный переход в 80-е состоялся под ритмы диско. Непоколебимые рокеры оставались себе верны, но большинство населения беззаботно отплясывало под хиты Boney M и ABBA. Великолепная шведская четверка до сих пор занимает особое место в истории музыки. Ее одинаково любят многие представители различных музыкальных течений. 

Ее иногда даже показывали в передаче "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". И поколение Х ждало ее, прилипнув в Новый год к телевизорам, чтобы под утро после "Голубого огонька" в течение часа посмотреть на западных звезд.



Под эту песню встречали ни один новый год.

В кино переходным фильмом стал "Место встречи изменить нельзя", снятый Станиславом Говорухиным по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия". Фильм вышел в конце 1979 г. и как "Семнадцать мгновений весны" сразу стал народным. Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Сергей Юрский и еще целая плеяда замечательных актеров. Фильм, безусловно, держит пальму первенства среди кинопроизведений об уголовном розыске. А фраза сыщика Жеглова, сыгранного Высоцким – Вор должен сидеть в тюрьме! – стала поистине крылатой и у журналистов, и у политиков.

В начале 1980 г., казалось, что 70-е плавно продолжаются, а руководитель страны Леонид Брежнев вечен как память о Ленине, которая жила в сердце каждого коммуниста. И кто бы мог подумать, что буквально через несколько лет страну ждут серьезные потрясения.

Последние годы "периода застоя".

Летом 1980 г. умер первый буревестник перестройки Владимир Высоцкий. И это только усилило его популярность. Тогда немногие задумывались, почему он ушел так рано – в 42 г. Скорее всего, пил. А в стране все пили. У Жванецкого даже шутка была – если не пьет, то он к нам заслан или от нас. Это потом пойдут слухи о наркотиках. А спустя более 30-ти лет выйдет фильм "Спасибо, что живой", где покажут клиническую смерть поэта. 

После смерти Высоцкого многие поэты буквально взорвались дифирамбами в его адрес, посвятив поэту стихи. И это выглядело откровенно нелепо. Поскольку в обществе бродили слухи о травле поэта со стороны власти. Возраст 42 стал определенной вехой для многих из поколения Х. Если этот возраст пережил, то уже хорошо.

В 80-м году в Тбилиси проходил один из первых официальных рок-фестивалей. Первое место заняла "Машина времени", второе – группа "Автограф", третье –группа "Интеграл" Бари Алибасова. В последствие он "прославится" откровенным поп-коллективом "На-На", не имеющим к року никакого отношения. В "Интеграле" начинал и ныне покойный, но в 80-е дико популярный поп-исполнитель Женя Белоусов. Исполнители хотели денег, а рок, тогда им казалось, их принести не мог. Группу "Аквариум" на фестивале дисквалифицировали за непристойное поведение.



Песня "Снег" стала победителем на фестивале Тбилиси-80.

Фестиваль в Тбилиси как будто распахнул рокерам окно в общество. В 1981 г. в Питере появляется легендарный рок-клуб, который проработал почти 10 лет. В него кроме "Аквариума" вошел целый ряд групп, многие из которых впоследствии стали знаковыми у любителей рока. Впервые помимо "квартирников" у рокеров появилась своя площадка для выступления. Казалось бы, можно вдыхать воздух свободы полной грудью. Кто бы мог подумать, что буквально через 3 года приоткрытое было окно снова закроется. Но уже все равно не так плотно.

А у большинства населения в начале-80-х новые музыкальные кумиры – итальянцы. Им с успехом на недолгое время удалось подвинуть англоязычные группы. По телевидению показывают фестиваль в Сан-Ремо. Пластинки Тото Кутуньо, Пупо, Аль Бано и Рамина Пауэр и других исполнителей разлетаются в магазинах вмиг. Больше такой популярности итальянской эстраде не удастся достичь никогда.

Встряска советского общества.

Под веселые ритмы итальянской эстрады 10 ноября 1982 г. в День милиции умирает Леонид Брежнев. В стране траур о оцепененье. Все ждут, что будет. И не зря! Вместо Брежнева приходит руководитель КГБ Юрий Андропов. Он начинает наводить жесткий порядок в стране сверху донизу. СССР трясут коррупционные скандалы. Противостояние между МВД и КГБ переходит в открытую фазу и заканчивается самоубийством казалось бы всесильного министра МВД Николая Щелокова.

Больше всего шерстили Узбекистан. Благодаря расследованию "хлопкового дела" поколение Х узнает, что партийные чиновники оказывается жили ни так скромно, как велела партия. Должности и награды покупались. А сами партийные бонзы буквально купались в роскоши.

Жесткие меры коснулись и обычных людей. Их отлавливали на улице и в кинотеатрах, интересуясь, почему они не на рабочем месте. В общем, шороху Андропов навел. И неизвестно, куда бы дальше двинулась страна, если бы Андропов не скончался в 1984 г. от тяжелой болезни. Его место занял Константин Черненко и страна вновь погрузилась в болото, в котором все – тишь да гладь.

Музыкальное раздолье.

В начале 80-х повсюду открываются студии звукозаписи. Можно прийти с кассетой и записать, что хочешь. На поколение Х обрушилось музыкальное цунами. Единственное, что в 1984 г. отечественные рок-музыканты снова попадают в немилость. На студиях звукозаписи появляются списки "запрещенных групп". Кроме отечественных исполнителей групп попадают и зарубежные.

Обилие музыки приводит к сегментации любителей рока. Арт-рок, глэм-рок, хард-рок – это лишь одни из основных направлений и в каждом из них свои кумиры. Необычайно популярна группа Queen с ее харизматичным лидером Фредди Меркьури. Во многом, благодаря вышедшему на экраны кинотеатров фильму "Волшебство Queen в Будапеште". 

Появляются "металлисты", которые тоже делятся на несколько направлений. Их кумиром становится группа с незатейливым названием Metalica. Неожиданно в 1986 г. для широких масс "стреляет" шведский коллектив Europe с песней "Последний отсчет". Очень популярна и немецкая группа Scorpions.



"Последний отсчет" стала первым и последним хитом группы Europe.

В 1986 г. появляется евро-диско. Его ярчайшие представители -  Modern Talking, Bad Boys Blue, Joy, C. C. Catch до сих пор популярны на дискотеках. В общем в 80-х уже каждый мог найти себе исполнителя по вкусу. Если для кого-то Europe и особенно поздний Scorpions были попсой, то они слушали Judas Priest, Iron Maiden, Wasp и других монстров тяжелого рока. 

В середине 80-х становятся популярным получившие в последствие звания короля и королевы поп-музыки Майкл Джексон и Мадонна. Их популярность в 90-х станет просто зашкаливающей. В 80-х они еще не так были известны широкой аудитории. Например, альбом Майкла Джексона Thriller 1982 г. появился на студиях звукозаписи только в 1985 г. и то – не везде. Хотя настоящие меломаны, наверняка, слышали его гораздо раньше.

Если в музыке в 80-х настоящее раздолье, то отечественное кино не баловало разнообразием. В 1980 г. все рыдают над историей американской золушки – "Москва слезам не верит". Фильм моментально ставится народным. 

Зато в 1984 г появляется настоящий шедевр – фильм Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" с Олегом Янковским. Драма маленького человека, который потерялся в жизни. Есть жена, молодая любовница, настоящий друг, дочь, а он приуныл. Фильм показывают только в кинотеатрах на окраинах Москвы. Еще бы, образ, созданный Олегом Янковским вообще не вписывается в образ уверенного в себе строителя советского общества. Фильм как бы демонстрировал отсутствие перспектив человека в СССР. Это как? А оказалось, что действительно в обществе ни все в порядке. В 1985 г. грянула перестройка!

В ожидании перемен.

"Меченый" – это потом так злые языки прозовут нового руководителя СССР Михаила Горбачева. А поначалу он казался молодым энергичным лидером, которого ждала вся страна. Он сразу заявил о перестройке, что означало – в стране грядут большие перемены. Каждый день по телевизору выходит программа "Прожектор перестройки", в которой рапортуют о ее темпах и достигнутых успехах. Михаил Горбачев идет в народ. Становится вроде бы доступным для него правителем. И сразу допустил серьезную ошибку. Начал антиалкогольную компанию.

Специалисты, наверное, до сих пор не подсчитали, какой вред она нанесла. Были вырублены виноградники, которые выращивались долгими годами. Это уже не говоря о поступлениях денег в бюджет. Не понял Михаил Горбачев, что как пили в России, так и будут пить, даже если при этом придется травиться некачественным алкоголем. Люди занимали очередь за водкой в 6.00, а магазин открывался в 10.00. На руки давали 2 бутылки. В некоторых регионах на водку давали талоны – 2 в месяц. В ход шел обычный одеколон.

И как-то общество увидело, что никаких реальных перемен не происходит. А Горбачев на поверку оказался обычным балаболом, который, по-видимому, вообще слабо себе представлял, куда вести страну. И главной его заслугой можно считать вывод войск из Афганистана в 1989 г. Хотя, в обществе перемены кое-какие все-таки наметились. Оно стало более открытым. И это сразу поспешили отразить деятели культуры.

Как кино отражало тенденции в обществе.

В 1987 г. по телевизору показывают фильм "Отпуск в сентябре" по драме Вампилова "Утиная охота", который долго лежал на полке. Это для многих стало настоящим шоком. Олег Даль сыграл в фильме циничного алкоголика, который всем врет и никого в своей жизни не ценит. И единственное, о чем он мечтает, это отправиться на утиную охоту. Которая, по всей видимости, и есть смысл его жизни. Партнером Даля по фильму была Ирина Купченко. В эпизоде, когда она уходит от Даля, аж дух захватывает. Фильм как бы продолжал тенденцию "Полетов во сне и наяву".

Совсем другим был фильм этого же года "Асса", снятый Сергеем Соловьевым. Фильм – протест, фильм – призыв. В картине противопоставляется старый мир нарождающемся новому, который очень резко отличается от своего предшественника, но, тем не менее, имеет право на существование. В конце фильма Виктор Цой исполняет знаковую песню. 



Тогда казалось, что все еще возможно впереди.

Самое интересное, что поколение Х так и не дождалось особых перемен. И ему скорее подходят строчки из песни Макаревича "А век как будто на исходе. И скоро без сомнения пройдет. А с нами ничего не происходит. И вряд ли что-нибудь произойдет"

Открытый книжный мир.

Перестройка, видимо, ослабила цензуру в обществе, потому что толстые журналы начали печатать такое, о чем даже мечтать не приходилось. В начале 80-х за книгами приходилось охотиться, выменивая их в книжных магазинах на другие книги. Каждая полка имела свой рейтинг и невозможно было выменять книгу, если твоя ему не соответствовала. 

Например, чтобы выменять двухтомник Кнута Гамсуна приходилось различными путями доставать "Современный шведский детектив". На эту серию менялось все. А ты шел читать "Мистерии", которые, являются одним из лучших произведений в истории литературы.

Общество зачитывалось серией "Проклятые короли Мориса Дрюона" и военными романами Валентина Пикуля. А вот в журналах можно было прочитать нечто другое. И даже среди разоблачительных и раньше запрещенных произведений про сталинский режим типа "Ракового корпуса" Солженицына можно было отыскать жемчужину в виде "Слепящей тьмы" Артура Кестлера.

А "Котлован" Андрея Платонова, написанный совершенно ему одному присущим языком. "Зависть" Юрия Олеши – сатира, не уступающая Булгакову. Поколение Х даже узнало, что у России был свой Оруэлл – Евгений Замятин с его антиутопией "Мы". Был опубликован и прекрасный роман Померанцева "Итога, собственно, нет". Из западной литературы открытиями стали помимо Кестлера Кобо Абе и Олдос Хаксли с его романом "О дивный, чудный мир", написанном еще в 1934 г.

В общем, в литературе тоже наступило раздолье и всплыли имена, которые ранее были или неизвестны, или их было просто нереально достать. Тот же роман Андрея Белого "Москва" в конце 80-х спокойно стоял на полке книжного магазина. К концу 80-х кто хотел, мог собрать приличную библиотеку из нужных ему книг. Не говоря уже об откровениях журналов.

Впереди замаячили 90-е.

Настоящим откровением стал фильм "Пролетая над гнездом кукушки", который бы снят еще в 1975 г. На экраны кинотеатров он попал в 80-х. История бунтаря в психушке была очень близка любому мыслящему представителю поколения Х. Потому как советское общество очень напоминало психушку. Эпиграф книги "Кто идет не в ногу, тот слышит другой барабан" стал для многих жизненным кредо.

80-е оставались позади, приправленные фильмом "Собачье сердце", вышедшим в 1988 г. Сатира, в которой показано, что не может Шарик стать Шариковым, не бывает такого. В том же году Марк Захаров в фильме "Убить дракона" показал к чему приводит демократия. И надежд на перемены становилось все меньше. 

В следующей статье будут размышления об очень непростых 90-х годах. А в перемены все-таки верить надо. Без этой веры жизнь, наверное, не имеет смысла.



Теги:  поколение, 80-е, размышления
Теперь мы в Телеграмме.



Возврат к списку


0
Guest
Во-первых, студии звукозаписи появились в СССР ещё в 70-х (лично проверял), а во-вторых Boney M. - не менее легендарны, чем ABBA, ибо и те и те до сих пор появляются в чартах. Похоже, что автор статьи не жил в 70-х, а скорее относится к поколению 80-х, когда настоящая поп-музыка начала вырождаться.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Знаковые символы уходящей эпохи-1
26 Июля 2017 17:08
Знаковые символы уходящей эпохи-1
Теги: символы, эпоха, поколение

Лента новостей